Афазия — это утрата речевых функций. Проблема способна повлиять не только на способность говорить, но также писать и воспринимать устную речь. Обычно афазия возникает после инсульта, травмы головы, вследствие растущей опухоли головного мозга или заболевания, которое вызывает его необратимые повреждения. Тяжесть заболевания зависит от факторов развития, а также степени повреждения главного органа центральной нервной системы. После устранения причины главным методом лечения афазии является речевая терапия. Пациент, буквально, заново учится говорить либо осваивает другие способы общения с людьми.
Симптомы речевой афазии
Часто афазия речи является признаком инсульта или опухоли головного мозга. Человек, страдающий от данного заболевания, может:
- общаться короткими или неполными предложениями
- говорить и писать бессмысленные фразы
- заменять одно слово на другое, а также произносить их неразборчиво
- перестать понимать чужую речь.
Виды афазии
Афазия Брока. Также ее называют экспрессивной, медленной или моторной афазией. Пациенты с данным типом заболевания понимают чужую речь лучше, чем говорят сами. Они с трудом произносят слова и общаются короткими, порой незаконченными предложениями. Обычно слушатель понимает смысл таких фраз, но трудности в общении все же возникают. Нередкими симптомами афазии Брока являются слабость и паралич правой части тела.
Афазия Вернике. Также она известна как беглая, рецептивная или сенсорная афазия. Больные с данным типом нарушения способны бегло говорить длинными предложениями, не имеющими смысла. Обычно пациенты плохо воспринимают чужую речь и часто не осознают, что другие люди их не понимают.
Глобальная афазия. Этот вид болезни характеризуется плохим пониманием и трудностями в формировании слов и предложений. Обычно проблема возникает в результате обширного повреждения мозга.
Причины
Самой частой причиной речевой афазии является повреждение мозга в результате инсульта — закупорки или разрыва кровеносного сосуда в головном мозге. Кровоизлияние приводит к гибели мозготовых клеток, а также повреждению речевого центра. Также афазию может вызвать травма головы, опухоль или инфекция головного мозга. В этих случаях болезнь часто сочетается с другими типами когнитивных проблем: потерей памяти, спутанностью сознания.
Первично-прогрессирующая афазия — термин, используемый для обозначения постепенной утраты речевых функций. Прогрессирование недуга связано с последовательным поражением клеток мозга, расположенных в речевом центре. В некоторых случаях афазия речи способна развиться в генерализованную деменцию.
Иногда возникают временные эпизоды афазии. Они бывают связаны с транзиторной ишемической атакой (ТИА) и приступами мигрени. Когнитивные нарушения возникают вследствие блокировки притока крови к некоторым областям мозга. Также известно, что люди, перенесшие ТИА, особо подвержены риску инсульта.
Осложнения
Афазия крайне негативно влияет на качество жизни, создавая трудности в общении с коллегами, друзьями и родственниками. Возникший когнитивный барьер приводит к обоюдному непониманию, проблемам в отношениях и серьезным психическим расстройствам, например, депрессии.
Диагностика речевой афазии
Поскольку речевая афазия является распространенным признаком инсульта, нужно незамедлительно обратиться к неврологу и сделать МРТ головного мозга при:
- проблемах с формированием предложений и пониманием речи
- трудностях с запоминанием слов
- проблемах с чтением или письмом.
В первую очередь врач проведет физический и неврологический осмотр. Могут быть назначены тесты для проверки силы, чувств и рефлексов человека. В некоторых случаях назначается исследование функций сердца и шейных сосудов. Важным способом диагностики афазии является МРТ головного мозга. Томография позволяет установить очаг заболевания, на основе чего разрабатывается дальнейший план лечения. Дополнительно невролог проводит тесты, выявляющие способности:
- к распознаванию повседневных предметов
- к ведению нормального диалога
- понимания и правильного использования слов
- к запоминанию слов и предложений
- к следованию инструкциям
- к ответам «да-нет» на вопросы по общим темам
- к чтению и написанию фраз.
Список литературы:
- Аствацатуров М.И. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции. В кн.: Афазия и восстановительное обучение. - М.: МГУ, 1983, - с.23-26.
- Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л.: Медицина, 1964.
- Брока Н. Утрата речи, хроническое размягчение и частичнаядеструкция левой передней доли мозга. В кн.: Афазия и восстановительное обучение. Под ред. Цветковой Л.С. и Глозман Ж.М.- М.: МГУ, 1983, -с.6-8.
- Пылаева Н.М. К вопросу о точных методах оценки динамики речипри афазии. В сб.: Психология познавательной деятельности. - М.: МГУ, 1978.
- Кремнева Е.И., Коновалов Р.Н., Кротенкова М.В., Кадыков A.C., Боголепова И.Н., Белопасова A.B. Картирование речевых структур головного мозга у здоровых людей с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии// Лучевая диагностика и терапия. -2012. - №2. - С. 65-72.
- Власова, P.M. Сочетание функциональной магнитно-резонансной томографии и нейропсихологического обследования при предоперационной диагностике в нейрохирургии опухолей головного мозга / P.M., Власова Е.В. Печенкова, В.Е. Синицын, М.А. Степанян // Кубанский научный медицинский вестник. - 2010. - №6.- С. 38-43.
Информационные статьи о диагностике