ЭЭГ в диагностике аутизма
Обследование проводится в состоянии физиологического покоя с добавлением функциональных проб по показаниям с целью выявления прямых признаков дезорганизации биоэлектрической активности, связанной с нарушением сенсорной, коммуникативной и когнитивной интеграции. Электроэнцефалография показана при подозрении на расстройства аутистического спектра, особенно в раннем возрасте, при задержке речевого и психоречевого развития, сенсорных перегрузках, стереотипных движениях и нарушении социальной адаптации.
ЭЭГ выявляет следующие анатомические признаки:
Нарушение фоновой активности в виде снижения альфа-ритма в затылочно-теменных отведениях, что отражает недостаточную зрелость или функциональную дезорганизацию сенсорной интеграции.
Фрагментация ритмической активности с чередованием участков тета- и альфа-диапазона при отсутствии устойчивой синхронности, что указывает на нестабильную координацию нейронных сетей.
Асимметрия ритмов между полушариями, преимущественно в теменных и лобных проекциях, что свидетельствует о несогласованной работе ассоциативных зон.
Появление нерегулярных медленных волн в лобных и центральных отведениях без пароксизмальных признаков, что соответствует дисфункции нейронных контуров, участвующих в произвольном поведении и саморегуляции.
Снижение реактивности фоновой активности на открывание глаз, звуковую или световую стимуляцию, особенно у детей младшего возраста, что указывает на дефицит неспецифической корковой активации.
Фоновые колебания с нестабильной частотной организацией, усиливающиеся при стимуляции, что может отражать нейрофизиологическую перегрузку при внешнем воздействии.
Диагностические преимущества
Электроэнцефалограмма позволяет детально визуализировать следующие диагностические параметры:
- Характер фоновой ритмики с анализом зрелости и синхронности активности.
- Межполушарная асимметрия биоэлектрической активности в лобно-теменной области.
- Нестабильность нейрофизиологической регуляции при сенсорной стимуляции.
- Признаки функциональной дезорганизации корково-подкорковых связей.
- Фоновая реактивность как маркёр степени сенсорной адаптации.
- Электрофизиологические корреляты нарушенного внимания и саморегуляции.
Диагностические ограничения
Электроэнцефалографическое исследование имеет ряд ограничений, и с его помощью не всегда удаётся точно визуализировать следующие аспекты:
- Отсутствие паттернов, строго специфичных для расстройств аутистического спектра.
- Нормальная картина при лёгких формах или в стадии компенсации.
- Физиологическая незрелость ЭЭГ у детей может имитировать признаки дезорганизации.
- Невозможность оценки структуры межличностного взаимодействия, речевых навыков и поведенческих паттернов.
- Фоновые изменения не всегда отражают выраженность клинической симптоматики и динамику состояния.
Бесплатный телефон по России: +7(800)300-98-12
Список литературы:
- Микиртумов Б.Е. Клинико-семантическое исследование аутизма / Б.Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2007. - № 1. - С. 19-20.
- Гезелл А. Педология раннего возраста.- М-Л.: 1932. 248 с. Гилберт К., Питере Т., Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. -С-Пб.: 1998
- Биллечи Л, Сикка Ф, Махаратна К. (2013) О применении количественной ЭЭГ для характеристики мозга людей с аутизмом: систематический обзор.
- Бернетт К.П., Хендерсон Х.А., Инге А.П., Захка Н.Е., Шварц К.Б., Манди П.К. (2011) Передняя асимметрия ЭЭГ и модифицированная модель аутизма. 41(8):1113–1124.
- Гилберт, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты: пер. с анг. О.В. Деряевой / К. Гилберт, Т. Питере / Под науч. ред. JI.M. Шипициной, Д.Н. Исаева. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 124 с.
Информационные статьи о диагностике